Описание проекта
Внутренний туризм и существующие программы его популяризации
Уровень внутреннего туризма в России остается низким, несмотря на наличие привлекательных туристических объектов, обилие информационных проектов, продвигающих внутренний туризм, а также рост численности граждан, имеющих свободные средства для путешествий.
В многочисленных разрозненных программах по продвижению территорий не наблюдается комплексного подхода: регионы в лучшем случае представляются набором достопримечательностей, никак не связанных с красотами окружающего ландшафта, с рекреационными возможностями, включающими активный отдых и экологический туризм.
Не сложился страновой туристический бренд России, представляющий нашу Родину как сокровищницу регионов, предлагающих высококачественные комплексные туристические продукты, объединяющие историю, культуру, природу, спорт и пр.
Причинами этого является несовершенство согласованной государственной политики по продвижению внутреннего туризма.
Туристический имидж России и необходимость создания комплексного туристического бренда
Экономически активные граждане не воспринимают Россию как территорию, привлекательную для туризма и отдыха. Широко распространено убеждение, что туристическая инфраструктура тут развита слабо, а тарифы на транспортное сообщение непропорционально высоки.
Объективные достижения в сфере туризма воспринимаются как исключение из правил, не улучшающие общего положения дел.
Тем актуальнее становится задача построения единого национального туристического бренда, имеющего потенциал успеха на внутреннем и международном туристическом рынке.
Главная цель создания комплексного национального туристического бренда – развитие спроса на туризм в Российской Федерации средствами формирования позитивного имиджа Российской Федерации и ее отдельных регионов.
Предпосылки создания комплексного туристического бренда
Глобальные тренды
В настоящее время на глобальном уровне фиксируются тенденции, актуализирующие задачу развития национального туристического бренда России:
растущая глобальная конкуренция регионов за привлечение ограниченных ресурсов: инвестиций, высококвалифицированной рабочей силы и пр.
постоянно усиливающаяся конкуренция между гео- и турпродуктами на рынке международного туризма. Международный туризм развивается очень высокими темпами, его роль в экономике многих территорий различного уровня постоянно растет.
активизация в последние 10-15 лет брендинга городов и стран не только за рубежом, но и внутри России (например, Сочи, Казань, Нижний Новгород, Пермь и др.).
необходимость имиджевой поддержки местных производителей товаров и услуг, в том числе при экспорте их товаров за рубеж.
Уникальные преимущества России
При этом Россия обладает рядом объективных уникальных характеристик, являющихся базой для успешной реализации проекта комплексного туристического брендинга, в частности:
наличие в России привлекательных природных и культурных объектов и хорошая транспортная доступность ко многим из них;
богатая история государства и возможность использования исторических хроник в укреплении имиджа России и развитии ее туристического потенциала;
наличие туристической инфраструктуры на основных традиционных туристических направлениях и готовность к ее развитию на территориях, менее востребованных туристами;
негативная информация из традиционных мест зарубежного отдыха и нестабильная социально-экономическая ситуация во многих странах.
Комплексный туристический бренд «Зеленое Кольцо России»
Комплексное туристическое брендирование территорий предполагает подход к развитию и продвижению туристических дестинаций как объектов, сочетающих культурную, историческую, экологическую и рекреационную ценность. При этом речь идет как о придании нового импульса развитию уже существующих дестинаций, так и о расширении списка привлекательных для туристов объектов на карте России.
Принципиально важно объединить усилия по развитию и продвижению отдельных территорий и России в целом под единой концепцией, обеспечивающей наиболее рациональный и перспективный подход к проблематике стимулирования въездного и внутреннего туризма. Для создания комплексного «портрета» туристически привлекательной страны предлагается создание общего зонтичного бренда «Зеленое Кольцо России».
Термин «Зеленое Кольцо России» этимологически близок к всемирно известному «Золотому Кольцу России», показывающему всемирную ценность исторических маршрутов России. При этом бренд «Зеленое Кольцо России» расширяет тематику туристической привлекательности великой страны за счет природных объектов и маршрутов, находящихся в двух частях света и четырех климатических поясах.
Новый национальный проект предлагается рассматривать в концепции «Природа России – больше, чем природа», а зеленый использовать как традиционный цвет, указывающий на неисчерпаемое многообразие редких природных объектов, богатых ландшафтов и незабываемых российских пейзажей.
Термин «кольцо» олицетворяет цикличность проекта, в котором развитие спроса на внутренний туризм в России заставит развиваться весь диапазон предложений, которые мобилизуют спрос.
Компоненты бренда «Зеленое Кольцо России»
- сеть комплексных туристских маршрутов по наиболее привлекательным регионам, обладающим высоким природным потенциалом и богатым культурно-историческим наследием,Туристическая дестинация как центральный элемент комплексного туристического брендирования территории
Туристическая дестинация – это центр (территория) обслуживания и предоставления услуг для обеспечения нужд туристов, соответствующая ряду существенных требований:
Критерии включения туристических дестинаций в «Зеленое Кольцо России»
Брендирование отдельных дестинаций будет основываться на многофакторном анализе территории с балльной оценкой ключевых параметров, таких как:
Наличие природных достопримечательностей
Историческое наследие территории
Транспортная инфраструктура
Туристическая инфраструктура – питание, гостиницы и т.д.
Существующие и сформированные туристические потоки
Наличие трудовых ресурсов и т.д.
Исчерпывающий перечень параметров, необходимых для полной и достоверной оценки территории, как туристской дестинации, подлежит разработке в ходе реализации проекта.
Бренд «Зеленое Кольцо России» будет присваиваться тем туристическим дестинациям, которые набирают соответствующее количество баллов по оценке ключевых параметров и будет выступать гарантом качества туристических услуг. Это знак того, что получившая его территория обладает ресурсами для предоставления качественной туристической услуги.
Значимость комплексного туристического брендирования территории для регионов
Доходы от бренда территории являются составной частью ВРП и помимо реальных доходов от бренда в виде роялти, бренд территории генерирует и другие доходы в бюджет территорий в виде:
прироста инвестиций;
прироста числа туристов и доходов от туризма;
прироста налогов в казну территорий.
Сферы территориального хозяйства, получающие очевидные эффекты от вхождения территории в проект «Зеленое Кольцо России»:
Туризм
рост числа внутренних и внешних туристов;
рост доходов от туризма;
рост средних затрат одного туриста на территории
Инвестиции и предпринимательство
рост объема инвестиций в основные средства в сфере услуг и смежных отраслей;
рост объема прямых иностранных инвестиций;
рост числа зарегистрированных предприятий
экспорт
рост объемов экспорта товаров и услуг местных производителей за пределы территории
Территориальное управление и бюджет
рост ВРП;
рост рыночной стоимости (котировки) ценных бумаг;
рост налоговых поступлений в бюджет;
рост доверия к территориальным органам власти
Социум и культура
рост взаимного доверия среди населения территории
рост самоуважения
распространение культуры клиентоориентированности среди населения и предпринимателей
рост целостности и общности территориальных субъектов
Экология
рост возможностей более эффективного контроля за соблюдением экологического баланса в целях привлечения потребителей на территорию
активизация деятельности территориальной администрации по улучшению экологической ситуации
Целевая аудитория проекта
Целевой аудиторией проекта является все экономически активное население Российской Федерации, а также потенциальные туристы из-за рубежа.
География проекта
Территорией реализации проекта изначально полагается вся территория Российской Федерации.
Ключевые послания проекта
Необъятные просторы России, ее невероятная география и умелое использование этих уникальных факторов может служить очень сильной мотивацией к внутреннему туризму.
- Россия - сокровищница регионов, предлагающих комплексные туристические продукты (объединяющие историю, культуру, природу, спорт и пр.);
- отдых в России дарит незабываемые впечатления и уникальное ощущение приобщения к истокам;
- изучение и посещение исторических, культурных и природных достопримечательностей России – лучший вариант для семейного досуга и воспитания детей;
- туристические дестинации России постоянно развиваются и предлагают все более широкие возможности для отдыха, саморазвития и укрепления здоровья;
- отдых в России – показатель широкого, незашоренного кругозора и активной жизненной позиции;
- Россия предлагает множество разнообразных вариантов отдыха на любой вкус и кошелек.
Ожидаемые результаты работ по проекту «Зеленое кольцо России»
В результате проведения работ по проекту «Зеленое кольцо России» будут получены следующие результаты:
1. Функционирующие организационные механизмы вовлечения широких слоев населения, органов государственной и муниципальной власти, организаций и предприятий в создание позитивного образа Российской Федерации.
2. Информационно-коммуникационная среда, содержащая информационные ресурсы, обеспечивающие позитивное представление природы, культуры и истории России, в том числе:
каталог объектов природы – упорядоченный и систематизированный набор структурированной и иллюстрированной информации о природных объектах, включая их географические координаты и рекреационные свойства;
каталог объектов культуры – упорядоченный и систематизированный набор структурированной и иллюстрированной информации об объектах культуры, включая их географические координаты и описание туристической ценности;
каталог исторических хроник и персоналий, связанный с объектами природы и культуры.
3. Программно-технологические средства представления информации о туристических объектах на распространенных картографических интерфейсах Yandex-картах или Google Maps.
4. Перечень параметров комплексной оценки туристического потенциала территорий, а также методология и действующие механизмы процесса оценки.
5. Проекты нормативных актов и методических документов реализации комплексной оценки туристического потенциала территорий.
6. Организационные механизмы комплексного туристического брендирования территорий.
7. Информационные и рекламные акции и кампании продвижения туристических брендов.
8. Общественно значимые мероприятия различного масштаба в поддержку продвижения туристических брендов.
9. Информационные ресурсы и методология создания аудио путеводителей нового поколения, работающих на базе электронной картографии и связи с системой ГЛОНАСС.